Ломаете ли вы голову над тем, кто мы, нынешние украинцы, (еще конкретнее — черкащане) по сути своей? Ответ ожидаем и однозначен: а до того ли сейчас простому люду, чтобы идентификации какие-то делать? «Быть бы живу вообще!», — скажете вы и будете правы. Ведь в каком качестве научиться жить, да нет, вернее будет — выживать, в постоянно перестраивающейся на чей-то лад общественной формации страны, для многих действительно не суть важно.
По большому счету, начиная со времен незапамятной перестройки, украинцы трансформировались, не в обиду нам всем будет сказано, в нечто среднее между азиатами и европейцами. Что получилось в итоге таких злоключений, очень четко выразил одним словом Михаил Задорнов. Мы — живые осколки бывшего «великого и могучего» — в чистом виде — «азиопы». Поэтому, возможно, там смешны потуги власти быстро европеизировать Черкассы, не «перескочив» через то самое трудноискоренимое на всех уровнях общественной жизни массовое азиопство.
Нет спору — представления о жизни у многих из нас более-менее похожи на европейские.
По крайней мере — у нас уже сформировались европейские желания, вкусы, требования к жизни, оценки. В том числе оценки поведения — себя и окружающих. А вот действия?! Они явно желают лучшего.
ВЕСТИ СЕБЯ по-европейски, мы еще не можем. И не вспоминайте про менталитет!
Наше мироощущение, выражающееся в нашем тотальном азиопстве, имеет к нему отношение опосредованное — быть европейцами нам по сути не менталитет мешает, а условия жизни не позволяют. Нет «брони» материальной, есть злость классовая, выражающаяся в отношении к классовым оппонентам одни словом «нас….ать».
Хотите примеры? Да пожалуйста! Возьмем ту же реконструируемую возле Дома торговли Европейскую площадь. Власть хочет, чтобы та обрела форму более соответствующую своему названию. И это по намерениям действительно выглядит неплохо. Но по исполнению, увы…
Разве это по-европейски, или как любят еще говорить добавлять чиновники, — цивилизованно, было оставить рядом с площадью прокуренный напрочь шатер для пивных утех горожан, элементарно не имеющих средств дабы посидеть в более презентабельном месте?
Разве где-нибудь в Европе городской сквер соседствует с большой автомобильной парковкой? Такой взаимоисключающий в плане экобезопасности жизненного пространства симбиоз — это явно ближе к Азии, чем к Европе.
А эти непотопляемые «наливайки» рядом с Центральным рынком (по ул. Ленина)! Тут же, где наливают, там и «отливают», не стесняясь и не отходя далеко от места пьяных посиделок, прямо за палаткой.
Вонь стоит, санстанция молчит! Вот оно европейское лицо Черкасс! Про дефицит общественных туалетов говорить не буду, это отдельная, набившая оскомину тема, которая разбивается о сознание городских властей, как горох об стену. Кстати, подобных тем, характеризующих неискоренимое, пока, тотальное азиопство можно отыскать много.
Все они демонстрируют одно — у нас голова (то бишь мысли) вроде как в Европе, а вот все остальное, мягко говоря, ниже. Мы уже не похожи на туземцев, по-детски радующихся невиданным для себя «порождениям» технического прогресса, смотрим на мир совсем по-европейски и даже требуем от всех без исключения европейского видения, оцениваем себя и свои действия совсем как настоящие европейцы, но жить по-европейски мы еще не можем?! И сможем ли, даже, если построим нечто, что для важности назовем европейским?
Ищите ответы в себе! Думаю, нет, пока большинство будет продолжать европейничать по-азиатски.
Наверное, украинцам совсем не нужно становиться идентично такими же европейцами, как немцы или поляки — ведь мы и так живем в Европе и номинально являемся европейской нацией. Важно быть европейцами, не растеряв лучшего, что есть доминирующим у нас и что, между прочим, утеряно восхваляемой Европой: собственных национальных вкусов, представлений о нормах морали и поведения, о прекрасном. Чему может научить Европа на пути к нашей европеизации? Разве что способности не разбивать мечты, считая их несбыточной утопией, а научиться воплощать. Ведь тайна европейского духа кроется не только в том, чтобы жить красиво, а именно в том, чтобы уметь устраивать свою жизнь так, как мечтается всем и без ущемления интересов всех членов социума.