Из года в год, как только благодатные лучики от нашей звезды начинают разгонять тоску в промерзлой за зиму душе и разогревать истосковавшуюся по теплу землю, самой, пожалуй, расхожей темой становится тема уничтожения первоцветов. Причем, ничего в этом вопросе не меняется настолько, что журналистам, захотевшим в который раз прокричать о безобразном уничтожении природных ландшафтов, запросто можно переписывать свои же прошлогодичные тексты, добавив к ним лишь маленький фактажик с новыми цифрами и свежими комментариями…
Безусловно, нельзя не заметить того, что благодаря общественным экологам и студенческим экологическим десантам, весной становящимися чем-то наподобие боевых заградотрядов, мы еще можем встретить в лесах редкие краснокнижные растения. Уверена, что без работы этих энтузиастов картина выглядела бы менее утешительной. Потому что, кроме общественников, никому данная тема что называется «не болит».
Наш регион славится откровенной пассивностью и фактическим бездействием милиции. Правоохранители лишь изредка пугают реализаторов лесной первоцветной продукции, а надо бы, как в других регионах, так всех достать, чтобы и желание возиться с таким товаром напрочь пропало. И желательно, навсегда!
Для этого у нашей милиции есть и полномочия, не идеальная, но вполне приемлемая законодательная база. Но почему-то по-прежнему торговля первоцветами и краснокнижными растениями в нашем городе откровенно процветает. Пролески, за ними сон-трава или прострел, затем ландыши и волчеягодник будут беспрепятственно продаваться на всех мыслимых углах и перекрестках до июня включительно.
Вдоль обочины трассы на Мошны (немного не доезжая до поворота на Сокирно) сейчас можно наблюдать целые вереницы автомобилей-легковушек. Их хозяева планомерно, словно комбайны, истребляют сине-голубые ковры уникального растения пролески.
Собирают не по чуть-чуть, и явно не для себя. А всей семьей, СЛОВНО НА СОБСТВЕННОЙ ПЛАНТАЦИИ ХОЗЯЙНИЧАЮТ! И никому до этого и дела нет!
Что происходит дальше? Сорванное быстро оформляется в небольшие букетики, которые потом продадут по 10 грн. Причем не сами, а отдадут перекупщикам, естественно, не обидев себя (транспортные расходы как-никак и прочее!).
Желающих заработать на подножной дармовщинке немало! И все они не считают делать собственный бизнес на Природе чем-то зазорным и выходящим за рамки принятых норм. Если даром, значит, моё?!
Ушли в прошлое времена и стали довольно редкими случаи, когда первоцветами и другими лесными и полевыми цветами люди торговали по крайней бедности. Сейчас это хорошо налаженная сеть, наподобие той, что существовала в реализации поштучных сигарет. Если вспомнить, тех бабушек и тетушек милиция тоже не сильно-то гоняла. Почему? Думаю, это и так понятно.
Я – заядлый цветолюб. И вот недавно невольно провела эксперимент. Знакомая попросила меня поделиться луковичками подснежника. Чтобы цветы не увяли, я аккуратненько пересадила их с дачной клумбы в горшочек.
Добралась до Черкасс, иду с цветами в руках при полной туристической экипировке (запросто можно было решить, что я из лесу, а не с дачи вернулась), и тут меня законопослушную, словно током пробило: попадись я на глаза милиции, не миновать неприятностей. И что вы думаете? Лишь одна пожилая женщина решилась сделать мне замечание, мол, что ж ты, негодная, лес обворовываешь! Пришлось объясняться и потратить время на разговор по душам.
На этом эксперимент, однако, не закончился. В следующий выходной, с таким же горшочком, но уже для другой своей приятельницы, я вновь иду по Черкассам. И вот оно! Натыкаюсь на наряд милиции. Я уже готова сдаться добровольно, лишь бы на мои подснежульки обратили внимание те, кому положено их беречь. Увы, чуда так и не произошло!
Наверное, людям все равно, что после них останется!